Достоинства: Найти их затруднительно
Недостатки: Вся выставка - один большой минус
Сегодняшний мой отзыв так или иначе касается обоих упомянутых выше: я намереваюсь рассказать о второй части выставки Яна Фабра, которая размещена в едином пространстве Главного штаба.
Чтобы не вводить читателей в заблуждение, скажу сразу и прямо о моем отношении к этой экспозиции. Оно категорически отрицательное. Попробую объяснить такой вердикт.
Во-первых, в отличие от первой части выставки, здесь отсутствуют «произведения» в культурном и художественном понимании этого слова. Подвешенные чучела кошек и собак в шутовских колпаках трудно воспринимать с художественной точки зрения.
Отдельным самодостаточным экспонатом выступает скульптура с неожиданным названием «Повешенный».
Какой-то неведомый смысл вложен в гигантские фигуры отдельно висящих насекомых.
Вызывающе непонятную «художественную» функцию выполняют ржавые металлообрабатывающие станки, соседствующие с нелепыми ажурными бестелесными халатиками.
А дополняет эту эстетизированную абракадабру собрание разнообразного инвалидского инвентаря, облепленного уже знакомыми нам крыльями несчастных невинно убиенных жуков. Всё это великолепие хаотично подвешено к потолку и, вероятно, призвано рождать бурю разноречивых чувств и эмоций.
Большое (в прямом смысле слова) место занимает неповторимое панно, представляющее собой полотно площадью несколько десятков квадратных метров, талантливо заштрихованное шариковой ручкой. Фиксируется оно с обратной стороны выразительными бычьими головами, также тщательно обработанными шариковой ручкой.
Кстати, этот сизый экран успешно используется юными посетительницами в качестве фона для фотосессий.
Неким диссонансом выглядит почти реалистическая скульптура сидящего за столом золотистого джентльмена.
Внимания он заслуживает только потому, что выполнен в уникальной авторской технике - из кнопок остриями наружу.
«Видеоряд» изощренно дополнен «звукорядом», выражающим вибрации на низких частотах, скрежет металла по стеклу и еще что-то подобное. У меня, к примеру, всё это нагромождение отвратительных в разной степени предметов вызвало равнодушное презрение.
Экспозиция создана с очевидным, вернее, демонстративным, стремлением ошарашить зрителя, погрузить его в негативные размышления, а наиболее нигилистически настроенных граждан, наоборот, привести в состояние восторга от полной чуши и несуразицы, соседствующей с садизмом.
Но ни того, ни другого эффекта автор, очевидно, не достигает. Люди проходят через выставочный зал с явным выражением недоумения на лице.
Бывая на различных выставках, я иногда балую себя беседами с представителями выставочного сообщества: это позволяет на многие экспонаты посмотреть с более компетентной, профессиональной точки зрения. И здесь я не смог отказать себе в удовольствии довольно подробно пообщаться с немолодым и много повидавшем на своем культурном веку сотрудником Эрмитажа. После десяти минут общения я с благодарностью собирался оставить его в покое, но сделать это было очень непросто. Ещё минут пять он не отпускал меня. И всё это время высказывал свое гневное возмущение как самой выставкой, так и фактом ее размещения под крышей величайшего и знаменитейшего музея. Его оценки были настолько резкими и категоричными, что только хорошее воспитание и интеллигентность не позволили ему перейти грань цензуры. Суть его просвещенного мнения заключается в том, что мы имеем дело с психически неуравновешенным человеком, возомнившим себя гением и продолжателем славных традиций корифеев голландского искусства, признанных во всем мире. И что удивительно (а, может быть, наоборот, закономерно), его в этом поддерживают вполне вменяемые деятели культуры и искусства.
В зале имеется журнал, куда наиболее активные посетители записывают свои впечатления. Я присоединился к ним с уже обозначенным отзывом. Но прежде полюбопытствовал, о чем пишут посетители. Не мог оторваться от увлекательного чтива несколько минут.
Мнения разные. Причем, соседствуют диаметрально противоположные.
Много отзывов на иностранных языках. На своем уровне владения, я понял, что большинство из них положительные. А вот наши люди, в основном, негодуют.
Выставка Фабра соседствует с постоянно действующей экспозицией авангардного искусства первой половины 20 века. И эти, когда-то вызывающе, ультра современные скульптуры, выглядят на фоне "гениального" голландца почти античными.
Может быть это и хорошо, что, возвращаясь с выставки голландца, приходится проходить мимо этих скульптур: они возвращают к реальности и смягчают негативные ощущения от увиденного ранее.
Вот такое получилось посещение этой выставки. Рекомендовать посмотреть ее я не рискнул бы. Хотя для любознательных людей с нормальной психикой это вполне возможно. Кстати, о психике. Перед входом на выставку стоит стенд с указанным возрастным ограничением «16+». Естественно, это никого не останавливает. Мама, пришедшая на выставку с 4-х летней дочуркой, вынуждена была закрывать девочке глаза рукой, чтобы та не травмировала свою психику видом подвешенных домашних животных.
Очень надеюсь, что мой отзыв дал вам определенное представление об этом событии в культурной жизни нашего славного города.