Достоинства:
+ интересные истории усадеб ближнего Подмосковья
Недостатки:
- разруха
город Воскресенск находится на юго-востоке Московской области в полутора часах езды на электричке в Казанского вокзала.
Много раз мне там приходится бывать, так как дача наша находится в непосредственном городском подчинении - и БТИ, и Энергосбыт, и газ, и рынок, и магазины, и кинотеатр, и госучреждения, отвечающие за оформление земель и домов - все находится в Воскресенске.
Кстати, здесь же в окрестностях города находится последний абзетцер и шагающий экскаватор - их очень интересно посмотреть - такие индустриальные монстры! К которым мы катались на велосипедах.
Пробегая по улицам города я всегда думаю - здесь бы я спокойно могла водить машину (в Москве - нет, я паникерша).
Но сейчас хочу рассказать не о структуре города и его достопримечательностях, а двух интересных с исторической точки зрения и ужасных с эстетической точки зрения усадьбах, находящихся в пределах города.
Первая усадьба - усадьба СПАССКОЕ, находится на берегу Москвы реки в полутора километрах от въезда в город.
В 18 веке усадьбы была основана помещиками Толстыми, а летом 1851 года во флигеле этой усадьбы жил Николай Васильевич Гоголь - в это время он писал "Мертвые души".
В 1871 году граф Владимир Орлов-Давыдов стал ее владельцем и приступил к строительству главного дома, запроектировав усадебных дом в стиле дворца эпохи Возрождения. И проект был осуществлен в 1872 году. Представляю, какая это была красота и как жалко, что в 1961 году пожар уничтожил дотла это здание!
Изучая журнал "Архитектурное наследие" за 2015 год нашла статью, посвященную реконструкции усадьбы и в ней - фотографии и проекты, дошедшие до нас из старины.
В настоящее время от бывшей усадьбы осталось лишь жалкое зрелище -
В парке остались лишь одни свидетели того времени - "Змеиные ворота" - элемент садово-паркового искусства, распространенный в эпоху романтизма.
Раньше здесь был парадный вход в усадьбу - от них идет "прямая дорога" до дома, сложены из необработанного камня, слева и справа - земляная насыпь. Раньше вверху находилась беседка. Сейчас - забор из рабицы, который охраняет территорию от непрошеных гостей.
Такими гостями оказались и мы - заехали на велосипедах, хотели погулять по парку, внутри него где-то сохранились остатки грота и можно только увидеть "намеки" от старого парка - все заросло, деревья поломаны, тропы разбегаются в разные стороны.
Пока мы гуляли по лесу, нас никто не трогал, но как только мы вернулись к дому, тут же на нас выскочил дед-охранник со сворой собак и стал науськивать собак на нас. Дескать "ходят тут всякие и ломают здания, охраняемые государством". Все уговоры еще немного погулять здесь не привели к результату и мы отступили за забор и ворота.
В начале 20 века в этой усадьбе гостили художник Константин Коровин и актер Василий Качалов - они приезжали в гости к внучке Владимира Орлова-Давыдова Александре Петровне Ливен, которая была воспитана в любви к искусству и общалась с Львом Толстым и Сергеем Рахманиновым.
В имении Спасское (и во втором имении семьи Ливен - усадьбе Кривякино, которая тоже находится в Воскресенском районе) были и лечебницы, и столярная мастерская, где обучали крестьянских детей ремеслам.
А сын Александры Петровны занимался с крестьянскими детьми футболом. По указу хозяйки был снесен забор вокруг усадьбы, для того что-бы люди могли гулять по красивому парку.
Вот было отношение к простым людям - не то, что в наши дни - запустить весь сад и травить посетителей собаками.
Кстати, в 2004 году в Воскресенске проходили "Ливенские чтения, где вспоминали хозяев усадьбы за их добрые дела.
В настоящее время, вроде как усадьба передана в реставрацию - не знаю так ли это, но летом обязательно проедем посмотреть это место - вдруг там какие-то улучшения во внешнем облике.
*
И второе место в черте города Воскресенска - усадьба ФЕДИНО.
От самой усадьбы ничего не сохранилось, осталась только церковь Серафима Саровского 1912 года в стиле модерн.
Состояние храма - ужасное, все что могло - отвалилось, все, что не отвалилось - заложили свеженьким кирпичом.
Шатер был покрыт глазурованной черепицей - остались лишь жалкие обломки
"Спас Нерукотворный", сделанный в технике майолика - практически утерян, а ведь какая же была красота - даже сложно представить, глядя на то, что осталось.
Опять же, не устаю повторять - как много мы имеем и как много не храним!