Достоинства:
- интересный город с живописным парком и множеством скульптур
Недостатки:
- капризные люди найдут их в любом городе, в том числе и этом
Какие крупные литовские города лучше всего знают туристы из СНГ? Как правило, это Вильнюс и Каунас, и в меньшей степени Клайпеда и Шяуляй. Однако в Литве есть не менее интересный, причем не такой уж и маленький город, находящийся «в тени» своих более раскрученных «собратьев». Название этого города (кстати, пятого по величине города Литвы) – Паневежис.
Когда я впервые оказалась на его улицах, меня удивил полет мысли местных скульпторов, многочисленные работы которых «поселились» на газонах и в скверах. Обычно Паневежис, столицу исторической области Аукштайтии, позиционируют либо как промышленный, либо как транзитный город, поскольку он расположен на половине пути между Ригой и Вильнюсом. На мой взгляд, это всего лишь инертность, стереотипность мышления, не позволяющая увидеть все самые яркие грани этого города.
Город стоит на берегах реки Невежис, которая, собственно и дала ему имя. Основателем города считается великий литовский князь и польский король Александр, памятник которому «приветствует» жителей и гостей на спуске к очаровательному зеленому парку. Памятник установлен в 2003 году, к 500-летнему юбилею Паневежиса.
Самое живописное место города (или, по крайней мере, одно из самых живописных) – безусловно, Сянваге, старое русло реки Невежис. В этом русле сделали пруд, перекинули мостики и установили интересные скульптуры. Одна из них, «Рак», созданная А. Пайодисом, стала неформальным символом города.
С противоположного берега просматривается «двуглавое» кирпичное здание католической церкви Петра и Павла. А дальше, при более «предметной» прогулке по парку, Вас ожидает немало скульптурных открытий.
В отличие от Каунаса и Вильнюса, где существует так называемый Старый Город со зданиями средневековой постройки, старинные здания Паневежиса – в основном, образцы классицизма, которые датируются концом XIX-началом XX века.
Эта скульптура создана Римасом Изделисом (правда, в некоторых газетах видела и другой вариант написания его фамилии - Идзялис) в память о своем умершем друге – художнике и философе Стасисе Петраускасе. Скульптура изображает трехглазого нищего, идущего по миру с кусающей за плечо котомкой (символизирующей груз жизненных проблем) и завязанной в узел «принадлежностью» (символизирующей то, что женатый человек не имеет права на «гулящий» образ жизни).
К числу наиболее интересных зданий относится построенный в 1905 году книжный магазин Масюлиса. Это старейший книжный магазин Литвы. Еще интересны здание первой гимназии и банка.
Как я уже говорила, Паневежис в основном характеризуют как индустриальный город – в частности, благодаря известному в советские времена заводу по производству кинескопов «Экранас» и популярной пивоварне «Калнапилис». Но я бы охарактеризовала Паневежис и как один из самых театральных городов Литвы.
Напротив Паневежисского театра драмы, на площади Лайсвес находится памятник его руководителю, выдающемуся режиссеру и актеру Й. Мильтинису. В стеклянной витрине театрального здания эффектно отражается противоположная сторона площади. С этим театром связан и широко известный в бывшем СССР актер Донатас Банионис.
С другой стороны площади Лайсвес – здание гостиницы «Паневежис».
Паневежис также славится и уникальным кукольным театром, разъезжающим по Литве и другим странам мира на этой повозке, чтобы давать представления. Повозка используется вместо ширмы или сцены.
У здания кукольного театра – памятник Андерсену. Рядом на стенде описаны главные вехи в истории и гастрольной деятельности театра.
Рядом с театром, в красном вагончике, если не ошибаюсь – перед представлениями, работает кафе. Несмотря на свою обветшалость, здание имеет привлекательный вид благодаря вот такой «сказочной» отделке окон: поросята, волк, балерина, мышонок и т. д.
На улице 16 февраля, возле семейного театра «Искусство» стоит, пожалуй, моя самая любимая из всех паневежисских скульптур, статуя Дон-Кихота работы Г. Оракаускаса.
Сразу после домика с башней, за входом, окрашенным в зеленый цвет, находится лестница, ведущая в подвал, где работает маленькое кафе Puntuko ruselis (точный адрес – Klaipedos g. 14).
Зашли мы туда, можно сказать, случайно, в порядке эксперимента – просто увидев доску с меню и ценами. Зальчик в нем крохотный, но очень неплохо готовят. Порция свиного шашлыка на момент нашего посещения стоила 9,9 литов (или 112 российских рублей), холодный борщ-свекольник – 3,90 литов, свиная отбивная с гарниром в виде острой моркови, свеклы, пары помидорных долек и печеных картофелин – 6,9 литов, греческий салат – 8,90 литов, салат «Цезарь» – 9,90 литов.
Ассортимент называю, естественно, не весь, а именно то, что запомнилось и/или было заказано. На десерт предлагаются пироги, взбитые сливки, мороженое. Фотографировать блюда мы не стали, т. к. сильно хотелось есть и было мало времени, а вот один из стеллажей с винтажной посудой и статуэтками решили запечатлеть.
Меню у них написано только на литовском языке, т. к. 96% жителей города – это литовцы, а заведение находится не на самой главной туристической трассе, но, полагаю, что эта проблема вполне решаема – официант переведет. Рядом, если не нравятся подвальные помещения, есть другое кафе – «Kristina». Если предпочитаете именно пиццу, чуть дальше – пиццерия сети «Kakadu». Еще одна пиццерия, Cili Pica, входящая в сеть, работающую по всей Литве, находится около Драматического театра, и в ней предлагаются не только пицца, но и многие другие блюда, в том числе из литовской кухни. Более престижные заведения в Паневежисе, честно говоря, не посещала, так как Паневежис по отношению к Вильнюсу, где мы живем, расположен не так уж и далеко, и обед чаще всего съедался дома.
В Паневежисе есть несколько интереснейших памятников церковной архитектуры. Первый из них – Кафедральный собор с непривычным для русского уха названием «Короля Христа», построенный в двадцатых годах прошлого столетия по проекту архитектора Р. Стейкунаса инженера А. Гордевичюса и освященный в 1930 году. Здание создано в эклектическом стиле, с элементами барокко и классицизма. Высота его башни – 55 метров. На фасаде имеются статуи папы Пия XI и архиепископа Матулявичюса.
В Кафедральном соборе очень красивый интерьер, в котором доминируют голубые тона. Над ним работал художник Повилас Пузинас, создавший, в частности 8 фресок с сюжетами из Святого Писания.
На потолке над главным алтарем – фреска работы Й. Мацкявичюса «Чудо в Полоцке». На ней изображено явление Святого Казимира литовским воинам, сражавшимся с более многочисленными русскими войсками у Полоцкой крепости, которое тогда помогло одержать им победу. Ниже находятся изображения церквей, относящихся к Паневежисской епархии.
Богато украшенный большой алтарь является даром епископа К. Палтарокаса.
Над алтарем возвышается статуя Христа в королевском облачении, созданная первым профессиональным скульптором независимой Литвы Юозасом Зикарасом.
Также я обратила внимание на этих чудесных ангелов, окружающих колонны собора.
К стенам прикреплены большие настоящие раковины, в которых находится святая вода.
Глобальная реставрация фресок собора была проведена в 2002 году и, как мы заметили, к нему проявили интерес самостоятельно путешествующие иностранные туристы из Испании.
На улице Sodu, выходя одной стороной в сквер на Vilniaus gatve, стоит еще один католический храм – церковь Святой Троицы, каменное здание которой было построено в первой половине XIX века. Волею судьбы она несколько раз «меняла» свой «профиль»: после подавления антицарского восстания в Польше и Литве ее превратили в православный храм, а в советское время – в выставочный павильон.
Около церкви – мемориальные плиты в память о местных жителях, репрессированных и сосланных в советский период. На главной из них начертана надпись: «Господи, сохрани Отечество, политое кровью».
Неподалеку находится бело-голубая православная церковь Воскресения Христа, «возраст» которой – более 200 лет. Между церквями расположился еще один театр – на этот раз Музыкальный.
Несмотря на то, что Паневежис нельзя назвать «музеем древностей под открытым небом», он оставляет очень позитивное впечатление: это зеленый, яркий и творческий, «оформленный» с немалой долей фантазии город.