Достоинства:
Атмосфера, шикарная игра актёров, музыка
Недостатки:
Фильм немного нудноват, что, в принципе, характерно для жанра "драма"
Много отзывов прочитано мной о фильме «Стыд» и все они в той или иной степени сходились в одной точке: «кино не для всех с глубоким смыслом». Смысл здесь, и вправду, присутствует, но… так ли он глубок?
Сюжет повествует о молодом, успешном и перспективном мужчине Брендоне (Майкл Фассбендер), страдающего сексуальной зависимостью. Он вынужден каждый день искать себе партнёршу для занятий любовью, а при её отсутствии – компенсирует сие мучительное для него интимное бездействие самоудовлетворением (причём, даже на работе в туалете) или просмотром огромного количества «фильмов для взрослых» всех возможных «сортов» (которой, кстати, забиты битком и рабочий компьютер, и домашний ноутбук). Он твёрдо знает, что люди его не поймут и за "нормального" не примут. Ежедневно он влачит серое и однообразное существование, которое прекрасно передаёт атмосфера фильма: блёклые краски, всё время пасмурная погода за окном, утро и вечер слились в единое бесконечно грязное ничто, разрываемое поездом метро… В поезде едет он – красив, хорошо одет, харизматичен, уверен в себе, но взгляд выдаёт истинно несчастного человека. К нему прикованы взгляды девушек, получить самых красивых из них ему не составит труда. Он ненавидит себя, и свою зависимости, и свою сестру Сисси (Кэри Маллиган), свалившуюся как снег на голову со своим спонтанным приездом в его квартиру. Но вот она-то и есть та, кто искренне хочет ему помочь. Отношения их не ладятся совсем: колкие взаимные упрёки, тщетные старания слепить маленькое подобие семьи, вместе жить и совсем безуспешные попытки понять друг друга и принять.
Смотреть за этим очень больно. Больно от того, что он рушит свою жизнь, не пытается искать выход, отгораживается от мира и от самого родного человечка в нём, протянувшего руку помощи в болото безысходности.
Тревожная музыка в фильме часто сменяется грустной классической, однообразные пейзажи большого города давят и усиливают тяжесть осознания зрителем безысходности столь бедственного положения главного героя.
Фассбендер, несомненно, сильно сыграл. Да, это ни для кого не новость. После других его фильмов я осознала, насколько он может быть глобальным как актёр. Вспоминаются слова из песни «…ты просто космос…» - ими можно описать его роль в «Стыде».
Кэри Малиган меняет внешность испуганно-смущённой хрупкой девочки в "Великом Гэтсби" на миловидную помпушку с заплаканным личиком. Своим добротным исполнением роли сестры Брендона она добавляет нотки печали в симфонию меланхолии и отчаянья главного героя.
Несомненно, фильм строго «18+». Очень много обнажёнки - и мужской, и женской. Много откровенных эротических сцен. Да и не в этом дело. Те, кто младше 18 лет всё равно насмотрятся такого, чего в «Стыде» не покажут, не травмирует этот фильм психику современной молодёжи, избалованной вседозволенностью исследования пороков. Просто подростки не поймут этот фильм. Просто потому, что трудно в период полового созревания и бурления гормонов представить, как кто-то страдает от обилия секса.
Лично я в этом фильме не вижу чрезвычайной глубины. Да, показана проблема человека, которую он запускает: но это его вина, т. к. заболевание далеко не смертельное и успешно лечится. В зависимости от причины сатириазиса (опухоль в мозге, гормональные нарушения, психологическая причина, связанная с компенсацией чувством неполноценности и пр. проблем) путём обследования и диагностики корректируется (хирургическим путём, приёмом специальных препаратов, походом к хорошему психотерапевту). Этого в сюжете не отражено и главный герой у нас показан исключительно как человек, загнанный в тупик, вынужденный влачить столь трагическое существование в позеленевшем от тоски душевном одиночестве, но ярких и периодических совокуплениях.
Для меня «Стыд» - это фильм-атмосфера. Как и «Машинист» он наполнен ощущением и чувством на фоне центральной идеи – жизнь человека, страдающего от зависимости. И не важно – наркотической, алкогольной, сексуальной или какой-либо ещё… И не стоит давать этому моральную оценку, плюясь с дивана упрёками и советами – это фильм, раскрывающий перед нами одну из миллиардов человеческих жизней, которую мы проживаем вместе с гениальным мастером - М. Фассбендером и милашкой К. Маллиган.