Достоинства:
- динамичный и нескучный
- слэшер разбавлен комедией
- интрига держится почти до конца
Недостатки:
- нелогичность
- ненужные сюжетные ответвления
- рефлексия главной героини относительно собственной личности и образа жизни
- нестрашно и ненапряжённо
"Счастливого дня смерти" - ещё одно странноватое явление современного кинематографа: фильм, выглядящий как "День сурка", если бы в него добавили маньяка с ножом и в маске, и не претендующий, казалось бы, вообще ни на что, в американском прокате стартовал так лихо, что сразу задвинул "Бегущего по лезвию 2049" на задний план. Занимательно, что выпустившая его студия, мелкая и до этого года бывшая малоизвестной, уже несколько раз за год выстреливала подобными продуктами: малобюджетный "Прочь" оказался в итоге лидером по количеству номинаций на Gotham Awards (и поговаривают, имеет шансы попасть на Оскар), а успех многострадального "Сплит" в разы ускорил работу Шьямалана над "Стеклом". Народ соскучился по слэшерам и ужасам, на которых не зеваешь?
Три застряла в своём дне рождения: раз за разом девушка просыпается в комнате незнакомца, страдает от похмелья, препирается с соседкой по комнате, идёт на праздничную вечеринку и ... умирает. Временная петля ужасна и сама по себе, можно ведь сойти с ума, а тут ещё маньячина в маске пупса, чёрной толстовке и с тесаком в руке раз за разом тычет в тебя ножом неизвестно за что. Раз уж всё равно нормально умереть девушка не в состоянии, она решает потратить силы и жизни на то, чтобы узнать, кто же её так ненавидит и десятки раз хладнокровно убивает...
Первую половину фильма у меня было стойкое ощущение, что фильм "Счастливого дня смерти" прибыл к нам из конца девяностых-начала двухтысячных, тогда, вдохновлённые успехом "Крика", все, кому не лень, начали снимать молодёжные слэшеры, в которых студентики пачками становились жертвами чувака в маске. Ведь по сути, кроме фишки с временной петлёй эта картина из ряда других ничем не выделяется: героиня-жертва, этакая бездушная су... стерва, с белокурыми локонами и беспорядочной половой жизнью, остальные герои тоже недалеко ушли от стандартного набора - мисс Совершенство - президент женского студенческого общества с названием из греческих букв, невзрачная ботаничка, что игнорирует косметику и модные шмотки, парень-качок, не обременённый интеллектом, и милаха-парень, которого бездушные дамочки не замечают, а ведь он так хорош и пригож... Благо примерно после тридцатой-сороковой минуты создатели сами начали ёрничать и стебать относительно выбранного сюжета и набора персонажей, это очень оживило историю, хотя этот шаг в сторону по сути был признанием того, что в рамках жанра слэшера Кристофер Лэндон (режиссёр картины) ничего нового придумать не в состоянии, а потому на 10-15 минут переходит к комедии. Как по мне, так всё-таки, признавая своё поражение, пошутить, чем пытаться делать хорошую мину при плохой игре и предлагать зрителям дальше жевать давно утратившую вкус жвачку.
Ещё одним существенным недостатком картины стал её внезапный перекос в сторону лирического отступления: бегает маньяк, героиня что-то расследует и тут на тебе - "ой, я тут поняла, что я была такой стервой и так плохо себя вела, но я исправлюсь и стану хорошей девочкой, вот видимо зачем мне дан этот шанс проживать один и тот же день кучу раз", ну и "ме-ме-ме", какое-то блеяние на эту тему ещё на пару минут. Чтооо? Это как вообще в светлой головушке Три появилась такая мысль? И зачем она тут? Понятно, что изначально главная героиня у зрителей никаких положительных чувств не вызывает, а по ходу действа меняется, потому что вести себя в рамках привычной парадигмы уже не может, и мы, соответственно, меняем и своё мнение к ней. Но может не стоит вот так вот с бухты-барахты речи пафосные толкать? Да и вообще, стоило ли всю эту морально-нравственную фигню проговаривать, вполне достаточно было только показанных метаморфоз...
Думаю, большинство зрителей изумиться финалу всей этой истории и разгадки личности убийцы, тут это если не самая слабая сторона, то как минимум совсем и не сильная. Для создателей гораздо важней была идея "а давай устроим День сурка с маньяком и убийствами", чем годная детективная линия и нормальная мотивация для убийцы, поэтому, говоря метафорически, чтоб не спойлерить, вам сначала 10 раз покажут хвостик енота, а потом скажут, что убийца - белочка, и аргументы приведут и белочка даже сознается сама. Ну, белочка так белочка, просто... эээ... странно. Но лучше уж белочка, потому что до того подозрение падёт на ондатру, и с её-то хвостом, это будет совсем странно...
Понятно, что фильм ориентирован прежде всего на подростковую и молодёжную аудиторию, школьникам лет четырнадцати он понравится куда больше, чем бородатым дядям и взрослым тётям, поэтому в очередной раз удивляет тот факт, что у нас в прокате картина получила рейтинг 18+: кровяки и мяса, как ни странно, на экране не будет, как не будет сцен секса или даже женской груди. Даже когда маньяк заносит своё орудие, зрителям предлагается дальше самим всё додумать, а героиня, вместо того, чтобы биться в конвульсиях и затыкать разрезанное горло, просто в очередной раз просыпается в холодном поту. Если вы "Счастливого дня смерти" решили не смотреть только из-за сцен жестокости или боитесь, что будет страшно, то можете пересмотреть своё решение.
В целом фильм вышел вполне смотрибельным, он как минимум динамичен и не даёт зрителю заскучать, свои полтора часа постоянно предлагая наблюдать за каким-нибудь действием. Естественно, есть в нём и откровенный тупняк, и непроработанные моменты, большая часть персонажей - это просто декорации, побочные линии уж слишком побочные, нужны только для того, чтобы поставить галочки об их наличии, но и ожидания к подобным картинам, как правило, тоже не высоки, поэтому лично меня это всё не сильно раздражало (куда больше бесила история с енотом, белкой и ондатрой). Всем подряд советовать, конечно, не буду, но если сюжет вас привлёк, или вы, как я, годами не смотрели подобных фильмов, а тут не прочь, то вперёд, на один раз вполне сгодится.